Разновидности современной тротуарной плитки
Первоначально плоские каменные и бетонные плиты для дорожек сменились более современными и удобными изделиями. Сейчас для мощения на своем участке доступно несколько видов плитки:
- бетонная из вибропрессованной смеси применяется повсеместно, выпускается в разных формах и типоразмерах, подходит для дорожек и стоянок с довольно высокими нагрузками;
- клинкерная садово-тротуарная плитка относится к довольно дорогой облицовке, обладает высокой прочностью и широкой палитрой цветов;
- гранитная колотая, пиленая и пилено-колотая изготавливается из натурального материала, стоит недешево, долговечна, выбор цветов ограничен разновидностями гранита;
- полимерпесчаная плитка представляет собой прочный композит из смеси песка с пластиком, имеет множество цветов, небольшой вес, хорошие показатели прочности;
- резиновая плитка – композит из резиновой крошки с хорошей упругостью, подходит для нагруженных поверхностей, но выбор цветов ограничен.
Что касается толщины материала, то выбор зависит от степени нагружения поверхности. По стандарту и основанным на нем ТУ плитка выпускается толщиной не менее 4 см для пешеходных зон. Для автостоянок и мест движения транспорта следует выбирать вариант не менее 8 см в толщину.

Нормативы и рекомендации по укладке тротуарной плитки
Существует как минимум два варианта – укладка плитки строго по строительным нормам, если качество работы будут проверять на соответствие правилам благоустройства территорий, и упрощенная методика, в которой стандарты служат источником полезных рекомендаций.
Нормативная база для ознакомления:
- ГОСТ 17608-2017;
- СТО 46505580-002-2020 для вибропрессованной тротуарной плитки;
- СП 82.13330.2016 – общие нормы по благоустройству территорий.
При укладке плитки на собственном участке своими руками можно не следовать регламентам в точности, но сведения из них весьма полезны, они дают представление обо всех особенностях технологии.
Подготовка к укладке тротуарной плитки
Работы начинаются с планирования и разметки. На план участка наносятся контуры дорожек с указанием ширины, при возможности с обозначением радиусов изгиба. Учитывается перепад высот со степенью обводнения каждой части при таянии снега, дождях, подъеме грунтовых вод. Делается предварительный расчет нагрузки – на индивидуальном участке достаточно выделить пешеходные участки и зоны стоянки/движения транспорта.
В наиболее распространенном варианте ширина пешеходной дорожки составляет 1-1,3 м, автомобильной не менее 2,5 м. Зазор (уширение под бордюр не менее 10 см в зависимости от вида бортового камня. Продольный уклон не регламентирован, это зависит от рельефа, а вот поперечный уклон не должен превышать 2 градусов от оси дорожки до бордюра, иначе дорожка станет опасной во время дождя и обледенения.
Разметка делается с помощью колышков и белых шнуров с одновременным выравниванием относительно горизонта. Для этого лучше применять строительный уровень. На участках длиной более 10 м имеет смысл делать правку уровня в двух и трех точках, чтобы точно обозначить линию перепада высот или горизонта.

На что класть тротуарную плитку
В большинстве случаев укладка тротуарной плитки своими руками происходит на грунты с пониженной или средней устойчивостью. Исключение составляют редко встречающиеся сплошные глинистые участки. Поэтому для создания подложки и дренажа следует снять дерн и грунт примерно на 30 см вглубь для создания многослойной подложки. Поверхность мощеной дорожки будет ровной и не "играющей" только при условии качественного уплотнения нижних слоев.
Укладка основания под тротуарную плитку:
- на предварительно уплотненный грунт насыпать не менее 5 см песка, утрамбовать и укрыть геотекстилем внахлест;
- на геотекстиль насыпать щебень строительный, желательно в виде хорошо уплотняемой смеси фракций до 10 и 20 мм, утрамбовать и засыпать песком;
- для надежности дренаж можно укрыть еще одним слоем геотекстиля (необязательно).
Подготовка кладочной основы под тротуарную плитку
Здесь можно следовать двум основным способам. Первый – для пешеходных дорожек с малыми нагрузками достаточно слоя песчано-цементной смеси в соотношении цемент : песок = 1 : 5. После смешивания и засыпки смесь трамбуют, перед укладкой плитки тщательно выравнивают по шнурам и смачивают.
Второй способ рассчитан на высокую прочность – на предварительно установленные колышки кладут металлическую сетку с ячейкой 10 на 10 см так, чтобы она возвышалась над слоем дренажа примерно на 3-5 см. Это армирование, по которому делается заливка тощим бетоном (1:5 по цементу и песку). После набора прочности на бетон все равно насыпают песчано-цементную смесь, чтобы плитка укладывалась с небольшим заглублением.
Укладка плитки и заделка швов
Укладку ведут либо с насыпной основы на себя, либо с уже готовой части мощения от себя. Второй вариант несколько проще, так как вы не нарушаете уже выровненный слой подложки. Каждую плитку притапливают, выравнивают резиновой киянкой, ориентируясь либо по уровню, либо натянутым с шагом 0,5-1 м поперечным шнуром. Поскольку блоки тротуарной плитки могут иметь разный вес, следует ориентироваться на инструкции производителя. Зазор не должен превышать 3-5 мм. Швы заделывают раствором из того же цемента с песком, придав ему консистенцию чуть гуще, чем для заливки.

Установка бордюров по краям мощения тротуарной плиткой
Бордюр ставится на этапе между созданием дренажа и окончательной укладкой плитки. Для него оставляют зазор по ширине дорожки в зависимости от выбранного вида ограждения. Это предмет отдельного описания, так как для садовых дорожек выпускаются бордюрные блоки разных типоразмеров и веса.
При подготовке к работе следует учесть, что пошаговая инструкция по укладке тротуарной плитки своими руками может отличаться в деталях технологии. Это зависит от выбора материала и необходимости соблюдать строительные нормы.